Аттестация

Аттестация (от фр. attestation от лат. attestātio — свидетельство, подтверждение) — определение квалификации, уровня знаний и умений чего-либо, а также соответствия требованиям



С сайта педсовет.орг

п.3 ст.81 Трудового кодекса РФ "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя":
"Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае: ....3)несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:
а)состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б)недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации".

Аттестация будет в отношении учителя, имеющего специальное педагогическое образование, проведена автоматически, даже без его присутствия.
Волноваться нужно только тем, кто не имеет специального педагогического образования или образования по данной специальности и тем, кто хочет получить высший квалификационный разряд.



Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""
Зарегистрировано в Минюсте 6 октября 2010 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2010 г.
Регистрационный N 18638

II.
Должности руководителей
     Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного
                               учреждения

     Должностные обязанности. Осуществляет  руководство   образовательным
учреждением в соответствии с законами  и  иными  нормативными   правовыми
актами,  уставом  образовательного  учреждения.  Обеспечивает   системную
образовательную (учебно-воспитательную) и   административно-хозяйственную
(производственную)  работу  образовательного  учреждения.    Обеспечивает
реализацию  федерального  государственного  образовательного   стандарта,
федеральных государственных требований. Формирует контингенты обучающихся
(воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время
образовательного  процесса,  соблюдение  прав  и   свобод     обучающихся
(воспитанников,  детей)  и  работников  образовательного     учреждения в
установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет
стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает
решения о программном планировании его работы, участии   образовательного
учреждения в различных программах и  проектах,  обеспечивает   соблюдение
требований,  предъявляемых  к   условиям   образовательного     процесса,
образовательным программам,  результатам  деятельности   образовательного
учреждения и к  качеству  образования,  непрерывное  повышение   качества
образования в  образовательном  учреждении.  Обеспечивает   объективность
оценки  качества  образования  обучающихся  (воспитанников,      детей) в
образовательном  учреждении.  Совместно  с   советом     образовательного
учреждения  и  общественными  организациями  осуществляет     разработку,
утверждение и реализацию программ развития образовательного   учреждения,
образовательной программы образовательного учреждения,  учебных   планов,
учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков,
устава  и  правил  внутреннего  трудового  распорядка    образовательного
учреждения.  Создает  условия  для  внедрения  инноваций,    обеспечивает
формирование  и  реализацию   инициатив   работников     образовательного
учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения
и   повышение   качества   образования,   поддерживает      благоприятный
морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий
распоряжается бюджетными  средствами,  обеспечивает    результативность и
эффективность  их  использования.  В  пределах  установленных     средств
формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую
часть.  Утверждает  структуру  и  штатное  расписание    образовательного
учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные
и иные вопросы в соответствии  с  уставом  образовательного   учреждения.
Осуществляет  подбор  и  расстановку  кадров.   Создает       условия для
непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление
заработной платы работников образовательного  учреждения,  в  том   числе
стимулирующей части (надбавок, доплат к  окладам  (должностным   окладам)
ставкам  заработной  платы  работников)  выплату   в   полном   размере
причитающейся  работникам  заработной  платы  в  сроки,     установленные
коллективным  договором,  правилами  внутреннего  трудового   распорядка,
трудовыми договорами.  Принимает  меры  по  обеспечению    безопасности и
условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает   меры
по обеспечению образовательного учреждения  квалифицированными   кадрами,
рациональному использованию и  развитию  их  профессиональных    знаний и
опыта,  обеспечивает  формирование  резерва  кадров  в  целях   замещения
вакантных  должностей  в  образовательном  учреждении.       Организует и
координирует  реализацию  мер  по  повышению  мотивации      работников к
качественному  труду,  в  том  числе   на   основе   их     материального
стимулирования,  по  повышению  престижности  труда  в    образовательном
учреждении, рационализации управления  и  укреплению  дисциплины   труда.
Создает  условия,  обеспечивающие  участие  работников   в     управлении
образовательным  учреждением.  Принимает  локальные  нормативные   акты
образовательного учреждения, содержащие нормы  трудового  права,  в   том
числе по вопросам установления системы  оплаты  труда  с  учетом   мнения
представительного  органа   работников.   Планирует,       координирует и
контролирует работу структурных подразделений, педагогических  и   других
работников  образовательного   учреждения.   Обеспечивает     эффективное
взаимодействие  и  сотрудничество  с  органами  государственной   власти,
местного  самоуправления,  организациями,  общественностью,    родителями
(лицами,  их  заменяющими),  гражданами.  Представляет    образовательное
учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах,
учреждениях, иных  организациях.  Содействует  деятельности   учительских
(педагогических), психологических организаций и методических объединений,
общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает
учет, сохранность  и  пополнение  учебно-материальной  базы,   соблюдение
правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет  и   хранение
документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной
уставом образовательного учреждения дополнительных источников финансовых
и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного
отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных  средств   и
публичного отчета о деятельности образовательного  учреждения  в   целом.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
     Должен знать:  приоритетные  направления  развития   образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные  правовые   акты,
регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную   деятельность;
Конвенцию  о  правах  ребенка;   педагогику;   достижения     современной
психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии,
гигиены;  теорию  и  методы  управления   образовательными     системами;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного
обучения, реализации компетентностного подхода,  развивающего   обучения;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления  контактов   с
обучающимися (воспитанниками, детьми) разного  возраста,  их   родителями
(лицами, их заменяющими), коллегами по  работе;  технологии   диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы
с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной  почтой   и
браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики,   социологии;
способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного
учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое
законодательство  в  части,   касающейся   регулирования     деятельности
образовательных учреждений и органов управления  образованием   различных
уровней; основы менеджмента, управления  персоналом;  основы   управления
проектами; правила  внутреннего  трудового  распорядка   образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
     Требования к квалификации. Высшее профессиональное  образование   по
направлениям подготовки "Государственное  и  муниципальное   управление",
"Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж  работы  на   педагогических
должностях не менее 5 лет, или  высшее  профессиональное    образование и
дополнительное профессиональное образование в области государственного и
муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж  работы   на
педагогических или руководящих должностях - не менее 5 лет.

               
III. Должности педагогических работников
                                 Учитель

     Должностные  обязанности.  Осуществляет  обучение   и     воспитание обучающихся  с  учетом  их  психолого-физиологических      особенностей и специфики  преподаваемого  предмета,  способствует  формированию    общей культуры  личности,  социализации,  осознанного   выбора   и     освоения
образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства  обучения,  в  том  числе  по  индивидуальным  учебным   планам, ускоренным курсам в рамках федеральных  государственных   образовательных стандартов,   современные    образовательные    технологии,    включая
информационные, а также цифровые  образовательные  ресурсы.   Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение,  включая   цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет  учебный  процесс  в    соответствии с образовательной программой  образовательного  учреждения,   разрабатывает рабочую программу  по  предмету,  курсу  на  основе  примерных   основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение,  организуя   и
поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую,  реализует  проблемное  обучение,   осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,  обсуждает   с
обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
Оценивает эффективность и результаты обучения  обучающихся  по   предмету (курсу,  программе),  учитывая  освоение  знаний,  овладение    умениями, развитие  опыта  творческой  деятельности,   познавательного     интереса обучающихся,  используя  компьютерные  технологии,  в  т.ч.     текстовые
редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права   и свободы обучающихся, поддерживает учебную  дисциплину,  режим   посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с   использованием   современных   способов   оценивания     в   условиях информационно-коммуникационных  технологий  (ведение  электронных    форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Вносит предложения  по  совершенствованию  образовательного    процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности  педагогического   и иных  советов  образовательного  учреждения,  а  также  в    деятельности методических  объединений  и   других   формах   методической   работы.
Обеспечивает   охрану   жизни   и   здоровья         обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями  (лицами,   их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
     Должен знать:  приоритетные  направления  развития   образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные  правовые   акты, регламентирующие  образовательную  деятельность;  Конвенцию  о     правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в  объеме,  необходимом   для решения        педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию,   возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому  предмету;  методику  воспитательной   работы;
требования к оснащению и  оборудованию  учебных  кабинетов  и   подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения   и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными
системами;   современные   педагогические   технологии     продуктивного, дифференцированного  обучения,  реализации  компетентностного    подхода, развивающего обучения; методы  убеждения,  аргументации  своей   позиции, установления контактов с обучающимися разного  возраста,  их   родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по  работе;  технологии   диагностики причин  конфликтных  ситуаций,  их  профилактики  и  разрешения;   основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной  почтой   и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего   трудового
распорядка  образовательного  учреждения;  правила  по  охране    труда и пожарной безопасности.
     Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование   или среднее  профессиональное   образование   по   направлению     подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без  предъявления  требований  к  стажу  работы,  либо   высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование   и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Приказ
Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209
"О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2010 г. Регистрационный N 16999
     В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350;   2006, N 18 ст. 2007; 2008, N 25 ст. 2990; N 34 ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46,
ст. 5337; N 48,  ст. 5619;  2009,  N 3,  ст. 378;  N 6,  ст. 738;  N 14, ст. 1662), приказываю:
     1.  Утвердить  прилагаемый   Порядок   аттестации     педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
     2.  Установить,  что   квалификационные   категории,     присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и   муниципальных образовательных учреждений до введения  в  действие  Порядка   аттестации
педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
     3.   Ввести   Порядок   аттестации   педагогических       работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в действие с 1 января 2011 года.
     4. Признать утратившим силу с 1 января 2011 г. приказ   Министерства образования  Российской  Федерации  от  26  июня       2000 г. N 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и   руководящих работников государственных и муниципальных  образовательных   учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2000
г., регистрационный  N 2322.  Бюллетень  нормативных  актов   федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 32).
     5.  Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа      возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Министр                                                      А. Фурсенко                                              Приложение
                                 
Порядок   
аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений   (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта   2010 г. N 209)

                              I. Общие положения
     1.  Настоящий   порядок   аттестации   педагогических     работников государственных и  муниципальных  образовательных  учреждений    (далее - Положение)  определяет  Правила  проведения  аттестации    педагогических работников* государственных и муниципальных образовательных   учреждений, реализующих основные образовательные программы  дошкольного,   начального
общего,  основного  общего,  среднего  (полного)  общего     образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее  соответственно   -
педагогические работники,  образовательные  учреждения,   образовательные программы)**.
     2. Аттестация проводится в целях
установления  соответствия   уровня квалификации  педагогических  работников  требованиям,    предъявляемым к квалификационным  категориям  (первой  или  высшей)  или   
подтверждения соответствия педагогических  работников  занимаемым  ими    должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
     3. Основными задачами аттестации являются:
     стимулирование  целенаправленного,  непрерывного  повышения   уровня квалификации педагогических работников,  их  методологической   культуры, личностного  профессионального  роста,  использования  ими    современных педагогических технологий;
     повышение эффективности и качества педагогического труда;
     выявление  перспектив  использования  потенциальных     возможностей педагогических работников;
     учет  требований   федеральных   государственных     образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных  программ   при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
     определение  необходимости  повышения  квалификации   педагогических работников;
     обеспечение  дифференциации  уровня  оплаты  труда    педагогических работников.
     4.  Основными  принципами  аттестации  являются     коллегиальность, гласность,   открытость,   обеспечивающие   объективное       отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации  при   проведении аттестации.
  II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы
     5. Аттестация педагогических работников образовательных   учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом   исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в   сфере образования;   
аттестация   педагогических   работников  федеральных государственных образовательных учреждений -  аттестационной   комиссией, формируемой  федеральными  органами  исполнительной  власти,  в   ведении которых они находятся (далее - федеральные органы исполнительной власти).
     6.  Аттестационная  комиссия  в  составе  председателя     комиссии, заместителя председателя, секретаря и  членов  комиссии  формируется  из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов   местного самоуправления,  профессиональных   союзов,   научных организаций и
общественных  объединений,   органов   самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских   советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.
     Персональный   состав   аттестационной   комиссии       утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти  субъекта  Российской  Федерации,   осуществляющего управление в сфере образования.
     Для  проведения  аттестации  с  целью  подтверждения    соответствия педагогического работника занимаемой должности в  состав   аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей  первичной  профсоюзной  организации  образовательного учреждения, в котором  работает  данный  педагогический  работник   (иной уполномоченный  первичной  профсоюзной  организацией     образовательного учреждения профсоюзный представитель).
     7. Для проведения  аттестации  с  целью  установления   соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к  квалификационным  категориям  (первой  или  высшей),    аттестационной комиссией создаются экспертные группы  для  осуществления   всестороннего анализа  результатов  профессиональной   деятельности     педагогического работника  и  подготовки  соответствующего  экспертного    заключения для аттестационной комиссии.
     8. Состав аттестационной комиссии и  экспертных  групп   формируются таким образом, чтобы была  исключена  возможность  конфликта   интересов, который  мог  бы  повлиять  на  принимаемые  аттестационными   комиссиями
решения.
     9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
     10. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации  на  заседании  аттестационной  комиссии,  о  чем    письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной  причины   комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
     11.  Решение  аттестационной  комиссией  принимается  в   отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.   При
равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается,   что педагогический работник прошел аттестацию.
     При  прохождении  аттестации  педагогический  работник,   являющийся членом аттестационной комиссии, не  участвует  в  голосовании  по   своей кандидатуре.
     Результаты аттестации  педагогического  работника,   непосредственно присутствующего на заседании  аттестационной  комиссии,  сообщаются   ему после подведения итогов голосования.
     12. Графики работы аттестационных  комиссий  утверждаются   ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти  субъекта  Российской  Федерации,   осуществляющего
управление в сфере образования.
     13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает  в  силу  со  дня   подписания   председателем,     заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими
участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
     В  аттестационный  лист   педагогического   работника     в   случае необходимости   аттестационная   комиссия   заносит       рекомендации по совершенствованию   профессиональной   деятельности       педагогического работника,  о  необходимости  повышения  его  квалификации  с   указанием специализации и другие рекомендации.
     При  наличии  в  аттестационном   листе   указанных     рекомендаций работодатель не позднее чем  через  год  со  дня  проведения   аттестации педагогического  работника  представляет  в   аттестационную комиссию информацию  о  выполнении  рекомендаций  аттестационной  комиссии по совершенствованию профессиональной   деятельности педагогического
работника.
     14.  Решение  аттестационной  комиссии  о  результатах    аттестации педагогических   работников   утверждается   распорядительным    актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной   власти
субъекта  Российской  Федерации,  осуществляющего  управление  в    сфере образования.   Педагогическим   работникам,   в   отношении    которых аттестационной  комиссией  принято  решение  о  соответствии    уровня их квалификации требованиям,   предъявляемым    к  первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая  квалификационная   категория
устанавливается указанным распорядительным актом.
     15.  Аттестационный  лист  и  выписка  из     распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной   власти субъекта  Российской  Федерации,  осуществляющего  управление  в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в   срок не позднее 30 календарных дней с даты  принятия  решения   аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации***.
     Аттестационный лист, выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной  власти,  органа исполнительной  власти   субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление  в  сфере   образования,
хранятся в личном деле педагогического работника.
     16. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения
                    соответствия занимаемой должности
     17. Аттестация с целью  подтверждения  соответствия   педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в   отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
 
   18. Аттестации не подлежат:
     педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
     беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
     педагогические работники,  находящиеся  в  отпуске  по    уходу за ребенком до  достижения  им  возраста  трех  лет.  Аттестация   указанных работников возможна не ранее чем через  два  года  после  их    выхода из указанных отпусков.
     19. Основанием для  проведения  аттестации  является   представление работодателя (далее - представление).

    20. Представление должно содержать  мотивированную  всестороннюю  и объективную оценку  профессиональных,  деловых  качеств   педагогического работника,  результатов  его  профессиональной  деятельности  на   основе
квалификационной характеристики по занимаемой  должности,  информацию  о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по  направлению  работодателя,  за  период,  предшествующий   аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
     С представлением педагогический  работник  должен  быть   ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем  за  месяц  до  дня   проведения аттестации.
После ознакомления с представлением педагогический   работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные   сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период  с  даты   предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием  в  случае    несогласия с представлением работодателя.
     21. Информация  о  дате,  месте  и  времени  проведения   аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.
     22.  Педагогические   работники   в   ходе   аттестации   проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам,  связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должнос… Продолжение »

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтовuCoz