Логика. Понятия и множества

Вступление

 

Логика - философская наука, изучающая логические формы человеческого мышления и законы, которым подчиняется мышление. 

Логика изучает не конкретное содержание действительности, а мысли о ней, их структуру, то, что является общим для мыслей данного типа, независимо от их конкретного содержания.  Поэтому при изучении логики для того, чтобы понять сущность процесса мышления, специфическое содержание форм и законов, нужно уметь обобщать конкретные рассуждения, уметь оперировать получаемыми формулами и схемами. Основная цель изучения логики, сводится к приобретению навыков осознанного применения логических правил и законов к реальному процессу  мышления.

Знание логики позволяет анализировать наши рассуждения, помогает определить их последовательность, непротиворечивость, доказательность, и тем самым определять истинные высказывания от ложных.

На практике, к сожалению, встречаются еще специалисты, слабо владеющие аппаратом логики, не всегда умеющие правильно доказать то или иное положение, подобрать аргументы в споре. Известные трудности испытывают они при формулировании определений и понятий в своей сфере деятельности, не подозревают о существовании строгих правил вывода по тем или иным видам умозаключений.

Изучая логику, слушатели расширяют свой арсенал приемов освоения правовых наук, повышают культуру мышления. Особенно важно овладеть логическими формами, приемами и операциями работникам правоохранительных органов. При раскрытии преступлений знание логики поможет выявить противоречия в показаниях подозреваемого, свидетелей, потерпевшего, привести в строгую систему фактические обстоятельства по уголовному делу, отделить главное от второстепенного. Используя знания по логике, строят (выдвигают и проверяют) версии, составляют план расследования преступлений, официальные документы, различные решения и представления, протоколы осмотра, обвинительное заключение и т.п.

Знание правил и законов логики не является конечной целью изучения курса. Конечная цель - умение применять эти правила и законы в практической деятельности. Навыки применения правил и  законов  логики  вырабатываются  в процессе выполнения практических упражнений на семинарских занятиях и самостоятельно.

 

 

 

Цель лекции:

 

  • выяснить, что является предметом науки логика и каков её метод;
  • познакомиться с историей развития логики как науки;
  • усвоить основные формы и приёмы познания, законы логики;
  • определить значение логики в жизни человека и в работе юриста.

 

План лекции:

 

1.   Общее представление о предмете.

2.   Основные формы и приемы рационального познания.

3.   Значение логики.

4.   Логика и язык.

5.   Основные формально-логические законы.

 

 

Основная литература:

 

1. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. Вводный раздел, гл. 1, с. 1 - 19, гл. 3, с. 34 - 43.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. Гл. 1, § 1, 2, 4, 5, с. 3 – 19.

   Тексты и источники:

 

1.    Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и  научной методологии. М., 1994. Книга 1, часть 1 .

2.    Бабаев В.К. Советское право как логическая система. М., 1978.

3.    Вермель И.Г. Вопросы логики в судебно-медицинских заключениях. М., 1974.

4.    Наумов А.В., Новиченко А.С. Законы логики при квалификации преступлений. М., 1978.

5.    Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. // Соч. в четырех томах. Т.2. М., 1978. С. 117 – 346.

6.    Аристотель. О софистических опровержениях. // Соч. в четырех томах. Т.2. М., 1978. С. 533 – 593.

7.    Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978. С. 15 – 166.

8.    Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

9.    Криминалистика. / Под ред. Н.П. Яблокова, В.Я. Колдина. М., 1990.

 

Основные понятия:

 

Логика; ощущение; восприятие; представление; абстракция; мышление; истинность мысли; логическая правильность рассуждений; логический закон; логическая форма.

 

1. Общее представление о предмете.

 

Много различных значений связано со словом “логика”. Логикой мы называем, во-первых, необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений («логика развития», «по логике вещей» и т.п.); во-вторых, последовательность мыслей («логика рассуждения», «логика мышления») и , наконец, определенную систему знаний, занимающуюся законами достоверного выводного знания. Логика как дисциплина бывает диалектической, математической, прикладной, символической, традиционной, формальной и др. Нас в дальнейшем будет интересовать только формальная  логика, изучающая формы мышления, различного содержания. Как есть проверенные схемы электрических цепей, чертежи конструкций, позволяющие правильно строить по ним конкретные объекты, так существуют и выверенные схемы мышления, по которым можно получать правильное знание.

Из истории логики. Логика является одной из древнейших наук. Как  система знаний, она уходит вглубь веков и обнаруживает свое  существование в древнеиндийской и древнегреческой культуре. В европейской традиции основоположником формальной логики является древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Логические трактаты Аристотеля ("Категории", "Об истолковании", первая и вторая "Аналитики", "Топика" и "0 софистических опровержениях") были объединены его последователями под общим названием "Органон", которое можно перевести как "орудие" ("инструмент") познания.

В "Органоне" был заложен каркас логики как науки, сформулированы основные проблемы, решаемые в ней. Прежде всего, это проблема построения теории правильных (дедуктивных) рассуждений, позволяющих из истинных высказываний гарантировано получать истинные следствия. Аристотелем была создана исторически первая дедуктивная система – силлогистика. Эта логика была обогащена многовековой традицией, включающей и стоиков, и средневековых схоластов, и философов, и математиков нового времени, и поэтому её называют традиционной. Формальная логика стала затем основой современной математической логики, а также риторики, лингвистики, программирования.

Второй круг проблем – их обычно называют логико-семиотическими - связан с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. К их числу относятся проблемы выделения категорий языковых выражений в зависимости от типов их значений, а также, установления смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов.

К третьей, логико-методологической группе проблем относится выработка правил осуществления таких познавательных процедур, как определение, классификация, объяснение, полемика, аналогия, и других, а также способов организации систем знания, например научных теорий.

Чем же был вызван интерес к логической проблематике и какие потребности общества и человека обусловили возникновение логики в столь раннюю эпоху развития цивилизации? Ведь перед человечеством в то время стояло множество проблем более важных с практической точки зрения - проблем, связанных с освоением окружающего мира.

Эпоха античности характеризуется возникновением и интенсивным развитием наук – математики, физики, астрономии, медицины, психологии и других. Появилась потребность осмыслить, что представляет собой процесс познания и вообще умственная деятельность. При этом было понимание того, что сама познавательная деятельность не может стать успешной и эффективной без создания и осознанного применения ее инструментария. Поэтому-то и возникла необходимость ответить на вопросы, в каких формах действительность воспроизводится в мышлении, каковы условия получения истинного знания, как правильно осуществлять те или иные познавательные операции. Особенно остро подобные вопросы вставали в точных науках, например, в геометрии. Здесь особую значимость приобретают требования строгости определений и убедительности доказательств.

Логика  как  наука  возникла  в   недрах   древнегреческой философии, для которой характерна глубина и высокая степень разработанности философской проблематики. При исследовании феномена человеческого познания (а это одна из основных задач философии) перед философами встал вопрос о критериях правильности мыслительных процедур, то есть о том, какое мышление можно считать правильным. Кроме того, была осознана необходимость создания собственного философского "органона", место которого на долгое время как раз и заняла созданная Аристотелем логика. Правда сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин “логическое”. Сам же термин “логика” вошел в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуединым смыслом древнегреческого слова “logos” ( и “слово”, и “мысль”) он объединял и искусство мыслить – диалектику, и искусство рассуждать – риторику. Лишь с прогрессом научной мысли этим термином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделилась в самостоятельные отрасли знания.

Роль логики в дискуссии, в процессе формирования убеждений велика. Она позволяет не только самому строить подлинно доказательную аргументацию, избегая при этом логических ошибок, но и находить ошибки, уловки и всякого рода софизмы в аргументациях оппонентов, отличать рациональное обоснование от апелляций к чувствам, верованиям и стереотипам.

За время, прошедшее с момента ее возникновения, логика обогатилась новыми разделами, например индуктивной логикой, основателями которой являются Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) и Джон Стюарт Милль (1806 – 1873); в ее рамках были построены многочисленные дедуктивные теории, для исследования логической проблематики разрабатывались новые методы.

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и учёный Рене Декарт (1596 – 1650). В своём главном труде “Рассуждение о методе…”, основываясь на данных прежде всего математики, он подчеркивает значение рациональной дедукции. Последователи Декарта из монастыря в Пор – Рояле А. Арно и П. Николь создали труд “Логика, или Искусство мыслить”. Он получил известность как “Логика Пор – Рояля” и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы далеко вышли за пределы традиционной логики и уделили главное внимание методологии научного познания, логике открытий. Создание подобных “расширенных логик” стало характерным в XIX – XX вв.

 Подлинную революцию в логике совершило применение алгебраических методов, аксиоматического метода, метода формализованных языков, исчислений и формальных семантик. Однако при всех новациях предмет логического анализа в основном остался прежним. Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой – математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646 – 1716). Тем самым он стал, по существу, зачинателем математической (символической) логики.

Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и первой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные условия для мощного развития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в. К этому времени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самой математике возникли новые фундаментальные проблемы ее обоснования. Английский учёный , математик и логик Дж. Буль (1815 – 1864) в своих работах применял математику к логике. Он дал математический анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление (“Булева алгебра”).

Различают два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждений, а при втором эта структура учитывается и, соответственно, символический язык обогащается, дополняется новыми знаками. Возникая на основе традиционной формальной логики, символическая логика, с одной стороны, уточняет, углубляет и обобщает прежние представления о логических законах и формах, особенно в теории выводов, а с другой – все более расширяет и обогащает логическую проблематику. 

Для ответа на вопрос, что является предметом логики, сформулируем определение этой науки.

Логика – это нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

Чтобы был понятен смысл данного определения, необходимо разъяснить следующие вопросы. Что представляет собой процесс познания? Каковы его ступени и в чем специфика интеллектуальной познавательной деятельности? Что такое язык, и какова его роль в познании? В каких формах отражается действительность в мышлении? Каковы основные логические приемы познания? И, наконец, в чем состоит нормативный характер логики как науки?

 

2. Основные формы и приемы рационального познания.

 

Познание – это процесс отражения действительности в человеческом сознании, целью которого является получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (интеллектуальную).

На чувственной ступени мир познается посредством анализаторов (органов чувств). Основные формы такого познания – ощущения, восприятия и представления - являются чувственными образами конкретных предметов реального мира, результатами их воздействия на наши органы чувств.

Рациональное познание обладает рядом характеристик отличающих его от чувственного. Особенностями рационального познания являются его обобщенность (на данной ступени мы познаем общее у разнородных предметов, законы, которым они подчиняются), абстрактность (человеческое мышление не только отражает реальный мир, но и творит собственный мир – мир абстрактных объектов), активный и целенаправленный характер. Но главная отличительная особенность интеллектуального познания состоит в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание называют также вербальным (то есть словесным).

Основными формами, в которых фиксируются знания о мире в результате интеллектуальной познавательной деятельности, являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. Мы выделяем нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи суждений. Общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех основных форм мышления является: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Логическая форма, или форма мышления, - это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мыслей существуют в неразрывном единстве. Нет “чистого”, лишенного формы содержания, нет “чистых”, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму.

Исследование логических форм  безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Логика же не ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как человек мыслит на самом деле, почему он мыслит так, а не иначе, каковы особенности мышления различных групп населения (социальных, возрастных, национальных и т.п.). Поэтому такие имеющие широкое хождение выражения, как "женская логика", "логика ребенка", "логика классовой борьбы", к проблематике логики как науки никакого отношения не имеют.

Задача логики состоит в том, чтобы ответить на другой вопрос: как мы должны мыслить, если хотим достичь цели познавательного процесса, т.е. получить адекватные знания об исследуемых объектах. Логика, таким образом, является наукой не о сущем, а о должном, наукой нормативной. Она вырабатывает нормы, критерии правильности осуществления интеллектуальных процедур, формируя тем самым некий канон, стандарт, идеал, следование которому является необходимым условием успешного осуществления научной и вообще любой рациональной деятельности.

Реальная же практика мыслительных операций исследуется в логике с точки зрения ее соответствия или несоответствия законам и правилам этой науки. Иначе говоря, логик стремится не столько к тому, чтобы выяснить, как рассуждает тот или иной человек, как он образует понятия и пользуется ими, сколько к тому, чтобы установить, правильно ли он рассуждает, правильно ли он оперирует с понятиями.

 

3. Значение логики.

 

1. Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, а мышления. В этом смысле, занимая место в общей системе познания мира, она выполняет прежде всего общенаучную - познавательную функцию, т.е. объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определённой группы явлений и процессов мышления, а на этой основе - предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения.

2. Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действительности, то в логике - непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы - отношение мышления к бытию. Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей - более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношении человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о её мировоззренческой функции.

3. Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющаяся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определённым методом познания.

4. Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развёртывалось идейное противоборство важнейших философских направлений - материализма, и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда - её идеологическая функция.

Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития, хотя появлялись они в разное время по-разному. В современных условиях её роль и значение особенно возрастают. Потребность в логике, особенно в символической, становится всё более ощутимой в России - в обстановке нового этапа развёртывания научно-технической революции, связанного с широкой компьютеризацией производства, управления, обслуживания, в условиях интенсивного развития информатики и других её новейших направлений.

С общей культурой всего общества неразрывно связана культура отдельного человека. Это средства способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определённые связи и отношения с другими людьми. Аналогично тому, как никакая культура невозможна без языка, так невозможна никакая материальная и духовная деятельность людей без мышления. Отсюда - особое значение логической культуры в жизни каждого культурного человека.

Что же такое логическая культура? Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. 

Она включает:

  • определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, её формах и законах;
  • умение использовать эти знания в практике мышления - оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;
  • навыки анализа мыслей - как своих собственных, так и чужих с тем вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их.

Разумеется, выработка логической культуры - дело долгое и трудное. И значение логики здесь, несомненно велико. Говоря об этом значении, важно избегать двух крайностей: как переоценки логики, так и её недооценки. С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как и физиология не учит нас переваривать пищу. Мышление - такой же объективный процесс, как и пищеварение. Само использование логики предполагает наличие двух необходимых условий:

  • во-первых, определённой способности к мышлению;
  • во-вторых, известной суммы знаний.

Люди мыслили, и мыслили более или менее правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь как обобщение практики мышления, и притом правильного мышления. Ещё знаменитый оратор Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем излагать, как было дело, и доказывать то, что нам нужно, и опровергать. И в настоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно.

Как явствует из сказанного, знание логики требуется так или иначе всем нормальным людям, поскольку они мыслящие существа. Однако есть отрасли человеческой деятельности, профессии и специальности, где это знание особенно необходимо.

Логика имеет особое значение в деятельности юристов. Ещё Цицерон, говоря о судебных делах, советовал оратору, какие бы дела он не взялся вести, ”тщательно и основательно в них разобраться”. Он подчёркивал, что на судебном форуме - документы, свидетельства, договоры, соглашения, обязательство, родство, свойство, указы магистратов, заключения правоведов, вся жизнь, наконец, тех, чьё дело разбирается, и всё это должно быть разобрано.

В современной юридической практике широко используется, по существу, весь богатейший арсенал логических средств:

  • · определение (юридических понятий),
  • · деление (например, классификация преступлений),
    • подведение под понятие (например, квалификация конкретного деяния,
    • версия как вид гипотезы (следственная версия),
    • умозаключение (например, в обвинительном заключении),
    • доказательство и опровержение (например, во время судебного разбирательства) и т.д.

Для успешного использования логического арсенала нужно в совершенстве им владеть. И тут нет иного пути, кроме глубокого и вдумчивого изучения логики - освоения определённой суммы логических знаний, выработки соответствующих логических умений и навыков. Можно смело сказать, чтобы стать настоящим, хорошим юристом, требуются две вещи: высокая правовая культура и столь же высокая логическая культура.

Характерно, что сами юристы признают важность и значение логики для юридической практики. Так, в учебнике “Криминалистика” под редакцией Н.П. Яблокова, В.Я. Колдина подчеркнуто: “Широко и творчески криминалистика заимствует положение логики, и особенно такие приёмы логического мышления, как анализ, синтез, дедукция и индукция, аналогия, обобщение, абстракция и т.п. Использование сведений из области логики позволило разработать “логику следствия”, “логические основы криминалистической тактики”. В сложных ситуациях расследования, говорится там, нельзя достичь успеха в раскрытии преступлений без знания законов диалектической и формальной логики, без умения следователя мыслить, без способности его к вероятностным суждениям, предположениям. В связи с использованием новейшей техники, основанной на математическом моделировании, отмечается, что при построении так называемых формализованных языков и создании автоматизированных систем сбора, хранения, переработки и  выдачи юридической информации традиционная символика математики и логики модифицируется и используется с учётом характера конкретного объекта исследования.

В нынешних условиях развития нашей страны значение логики для юристов ещё более возрастает. Становление правового государства в России предполагает выдвижение на одно из первых мест в обществе всего комплекса юридических наук как теоретической основы правового регулирования всей совокупности общественных отношений. Предстоит также огромная практическая работа, связанная с приведением всего многообразного законодательства в соответствие с требованием его непротиворечивости. В связи с этим и усиливается роль логики как одной из незаменимых теоретических опор юридической науки и практики.    

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что представляет собой чувственное познание, в каких формах оно протекает?

2. Что такое абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании?

З. Что такое форма мышления? Что такое закон мышления?

4. В чем состоит отличие истинности мысли от логической правильности рассуждений?

5. Приведите определение науки логики.

6. В чем отличие формальной логики от логики диалектической? Что представляет собой математическая (символическая) логика?

8. В чем состоит значение логики в работе юриста?

 

 

 

 

Ст.преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Ст.лейт. вн.службы________________ А.С.Тимощук



 

Лекция по теме 3

«Понятие»

http://www.philosophy.ru/edu/vui/log/02.html

Владимир

 Тимощук А.С. Методическая разработка (лекция №2) проведения занятия по теме 3 “Понятие” курса “Логика” для слушателей дневной формы обучения. - Владимир: ВлЮИ МЮ РФ, 1999 - 26 с.

Методическая разработка обсуждена и одобрена  на заседании методической секции кафедры гуманитарных дисциплин ВлЮИ МЮ РФ

 

Протокол № 2 от 15 октября 1999 г.

Вступление

На предыдущей лекции мы с Вами познакомились с понятием, его общей характеристикой, с соотношением понятия и слова, понятия и предмета. Мы выяснили, что такое объём понятия и его содержание, а также на какие виды делится понятие. Познакомились с отношениями между понятиями. На сегодняшней лекции мы продолжим изучение понятия и рассмотрим такие логические операции как определение и классификация.

 

Цель лекции:

План лекции:

1.      

 

Основная литература:

1. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. Раздел 1, гл. 3, 4, с. 78 - 100.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. Гл. 3, § 4, гл. 4, § 1,2,

с. 40 - 47.

 

Тексты и источники:

1.     Бабаев В.К. Советское право как логическая система. М., 1978.

2.     Вермель И.Г. Вопросы логики в судебно-медицинских заключениях. М., 1974.

3.     Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

4.     Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения. М., 1981.

5.     Горский Д.П. Определение. М., 1974.

6.     Бойко А.П. Формально-логические основы классификации // Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.

 

1. Значение отношений между понятиями.

 

Какое значение имеет знание отношений между понятиями? Без преувеличения, огромное и разнообразное – для правильного употребления понятий в устной и письменной речи. И наоборот, незнание этих отношений способно повлечь за собой искаженное отражение действительности – отношений между самими вещами.

Возьмем в качестве примера равнозначные понятия. Имея одинаковый, равный объем, они тем не менее могут иметь иногда весьма различное содержание. А это очень важно учитывать в практике мышления.

Особое значение имеет употребление различных понятий об одном и том же событии или лице в политике. Политическая ситуация зачастую меняется очень быстро, и вслед за этим меняются оценки одного и того же. Вспомним из истории эпизо

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтовuCoz